При реконструкции всегда используются четыре основных источника:
— сохранившиеся до нашего времени образцы из коллекций;
— археологические данные;
— синхронные изобразительные источники;
— синхронные письменные источники.
1.Сохранившиеся до нашего времени образцы из коллекций
Образцы из сокровищниц, коллекций, музеев представляют собой замечательный источник для реконструкции. Их главное достоинство – это хорошая сохранность. В данном случае идеальными предметами для создания реконструкции являются реликвии, то есть, вещи знаменитых людей или связанные с каким-либо событием. Здесь и сама вещь, и легенда, история, связанная с ней, которая дает массу полезных подробностей. При этом не стоит забывать, что часто само предание носит фантастическую форму.
Основной недостаток этого источника — цельных образцов, дошедших до нас в коллекциях, мало.
2.Археологические данные
К ним относят результаты раскопок, которые фиксируются строго формализованным образом и лишь затем обрабатываются. Довольно много могут рассказать о предмете место его находки, археологический слой, в котором он найден, и весь комплекс найденных рядом предметов. Поэтому менее ценными являются случайные находки, данные по которым не были формально зафиксированы в соответствии с требованиями археологии. Такие предметы труднее датировать.
Главная проблема археологических данных – это плохая сохранность предметов.
3.Синхронные изобразительные источники
Стоит отметить, что искусство древних далеко не всегда было реалистичным. Бедность изобразительных приемов, средств, схематичность изображения, следование канону в ущерб реалистичности. Также художнику свойственно проявлять фантазию и не всякий художник вникает в тонкости устройства доспехов и кроя рубах, которые он изображает.
4.Синхронные письменные источники
Сюда можно отнести:
— хроники;
— жизнеописания;
— описи имущества;
— завещания и т.д.
Главная сложность при работе с такими источниками – язык и жизненный уклад с течением времени существенно изменяются. Таким образом, значения многих терминов, употребляемых в письменных источниках, были утрачены или значительно изменились. Для того чтобы правильно понять письменный источник надо быть хорошо знакомым с материальной и духовной культурой, системой ценностей, историей общества, в котором он был создан, понять, кем и для чего этот текст был написан.