Реконструкция любого вида представляет собой метод, позволяющий путем сопоставления данных археологии, изобразительных, письменных источников, научных трудов и экспериментальной проверки на функциональность воссоздать утраченный объект с максимальной степенью соответствия историческим прототипам.
Не стоит путать реконструкцию с реставрацией, так как реставрация — это восстановление изначального состояния имеющегося предмета, а реконструкция — это воссоздание утраченного предмета на основе имеющихся данных.
Методы реконструкции определяются ее видом. Можно выделить следующие виды реконструкции:
— репликаты (музейные копии);
— собственно реконструкция.
Что касается воссоздания истории для музеев, то тут активно используется научная реконструкция. Она представляет собой метод реконструкции, позволяющий восстановить утраченный объект с максимальной степенью соответствия прототипу. Данный метод используется в разных сферах науки:
— история;
— юриспруденция;
— палеонтология;
— архитектура.
На территории Европы научная реконструкция стала активно использоваться примерно 200 лет назад. Например, в музее в Баден-Бадене.
Общий интерес к этому методу, возникший в конце восьмидесятых – начале девяностых годов двадцатого века, объяснялся стихийным интересом к истории преимущественно средних веков. К сожалению, официальная наука не восприняла тогда всерьез начинания молодежи и в короткий срок большинство объединений при отсутствии поощрения и помощи со стороны государства, а также корректирующей роли науки, превратились, продолжая считать себя «реконструкторами».
В наши дни именно этот вид реконструкции объектов культуры лишен особого внимания в нашей стране. Лишь единицы привлечены к развитию данной области. Есть и другая крайность — попытки реконструировать чуть ли не воздух средневековья, объявляя все иное отступлением от правил реконструкции. Причина этого заключается в отсутствии четко разработанных методологических принципов, единой терминологии и критериев оценки реконструкции.